Потусторонний мир

Древний Ершалаимский мир

- Как раскрывает характер Пилата его портрет?

- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?

- Каково главное убеждение Иешуа?

- Кто является олицетворением власти?

- Каким изображает Булгаков Пилата?

- Почему Пилат утверждает смертный приговор?

- За что наказан Пилат?

Современный московский мир

- Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

- За что же так страшно наказан Берлиоз?

- Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?

- Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?

- Какая действительность в Москве?

-Чем схожи Ершалаим и Москва?

Мастер и Маргарита

- Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной?

-Чем Мастер похож на Иешуа?

Потусторонний мир

- С кем пришел Воланд на землю?

- С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

- Кто составлял свиту Воланда?

- Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?

Задание 3. Перейти по ссылке http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke, ознакомиться с алгоритмом составления кластера. Составить кластер (свободная тема по роману).

Урок 3. М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа (выполнить 27.01.2016).

Задание 1. Ответить на вопросы (письменно).

– К какому жанру можно отнести роман?

– Каковы особенности композиции романа?

– Какой композиционный приём использует автор в своём произведении? Привести пример (подсказка – «скрепы»).

– Когда и где происходит действие романа?

– Чем определяется система образов романа?

– Какие средства художественной выразительности использует Булгаков, описывая жизнь москвичей?

Задание 2. Сделайте вывод (конспект).

Исследователями неоднократно отмечалось, что роман “Мастер и Маргарита” - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое и выводит “Мастера и Маргариту” за пределы собственно романного жанра. Это двуединое произведение посвящено не судьбе отдельного человека, семьи или хотя бы группы людей, как-то между собой особенно связанных, а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечество.

Это философское произведение: по глубине и остроте проблем, затрагивающих коренные вопросы бытия; по обилию ассоциативных, свободных связей внутри и вне текста; по внутренней полемичности самого художественного мышления автора, выстраивающего собственные концепции, отталкиваясь от традиции…



Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

Такие рукописи действительно не горят!..

Урок 4. М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики(выполнить 28.01.2016).

Задание 1. Ответить на вопросы.

1. Характеристика композиции романа.

2. Как сочетаются реальность и фантастика с библейскими мотивами?

2. 1. Что такого необычного случилось с Берлиозом и Иваном Бездомным?

2. 2. За что так страшно наказан Берлиоз?

2. 3. Как объяснить название первой главы?

2. 4. Каким мы видим Понтия Пилата?

2. 5. Как выглядит Иешуа в сцене допроса?

2. 6. «Что есть истина?» – как сочетаются первые две главы романа? В чем смысл этой сочетаемости?

2. 7. Вывод.

3. Зеркальное отражение - основа идеи произведения. Составить схему: «Человечество мало изменилось».

Задание 2. Написать мини-сочинение (12-15 предложений, «воду» не по теме не лить).

1. Почему мир произведения многолик и разнопланов?

2. Какая связь существует между мирами и героями?

3. Как связаны реальность и фантастика?

Урок 5. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака(выполнить 29.01.2016).

Задание 1. Ответить на вопросы.

- Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?

- Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?

- Из каких составляющих еще складывается образ возлюбленной по Булгакову?

- Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.



- Вспоминаем, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?

- А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы.

- Покажите Маргариту в роли королевы. Докажите, что она достойна короны.

- Так кто же сильнее в любви из 2-х возлюбленных?

- Есть ли среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?

- Так что же есть любовь по Булгакову?

Задание 2. Проанализировать имена Мастер и Маргарита (найти общее), понятия Добро и Истина (как они связаны с романом).

Задание 3. Сообщения: «Судьба Маргариты в вечности», «Тема бессмертия и образ Маргариты», «Трагедия Мастера: как объяснить приговор? Его судьба в вечности» (одна на выбор. Не нужен мне ваш интернет, пишем в тетради).

Читать:

1. А.П. Платонов. Повесть «Котлован»

2. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

3. М.А. Шолохов. «Тихий Дон»

4. М.А. Шолохов «Донские рассказы»


3151346982166709.html
3151400078636192.html
    PR.RU™