Подготовительные упражнения

I. Для развития силы и направленности воздуш­ной струи:

а) Просунуть кончик языка между зубами и, раз­жав зубы, с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно выдохнуть воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [тс].

П. Упражнения для губ:

Губы растянуты в улыбке, напряжены, упражне­ние «Забор». На счет до 5-10 удержать улыбку.

III. Сопоставление и различение на слух звуков
[ц-с, ц-т'] в словах, близких по звуковому составу
(«свет — цвет»), в слогах, среди других фонем.

IV. Упражнения для языка:

Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Кончиком языка упереться в нижние передние зубы (резцы), язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произно­сить звук, имитирующий [т]. При произнесении [т] кончик языка упирается в передние нижние резцы. Затем отскакивает под напором сильной струи, конт­роль — ладонь руки, ощущаются толчки выдыхаемо­го воздуха.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА:

I. По подражанию:

а) Тактильное ощущение: поднести руку ребенка тыльной стороной ко рту логопеда, чтобы при быст­ром произнесении звука [ц] он ощутил удар воздуш­ной струи.


5 Армнюна I Ф



б) Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» —
«Мост». Кончиком языка упереться в нижние перед­
ние зубы. Спинка языка выгнута, касается верхних
передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприка­
салась с нёбом, боковые края языка зажимаются зу­
бами и остаются зажатыми в момент вдоха и в мо­
мент выдоха, кончик языка свободен. Вдохнув, вы­
дохнуть воздух коротким сильным толчком при
одновременном отрывании кончика языка от нижних
передних зубов. Струя воздуха проходит посередине
языка, положение зубов не меняется, губы напряже­
ны и растянуты в улыбке, т. е. положение «Забор».
Слышится короткий звук [ц] — «Кузнечик».

в) То же, но без зажатия боковых краев языка.

II. От опорного звука:

а) Из положения «Мост» произносить подряд:
«тсс», «тсс», «тсс», убыстряя темп: «тсс», «тсс», «ц».

б) Из положения «Лопата» прикусить переднюю
часть языка в слоге: «ат» и подуть, получится
«ат—с = ац».

III. Смешанный способ:

Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». В положении «Мост» — «Забор» придержи­вать язык шпателем, произносить звук [т] — прику­сывая зубами переднюю часть языка, а затем произ­носим [с]. Сначала эти звуки произносятся отдельно, а потом слитно.

Примечание: при постановке звук [ц] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Кузнечик».

ЗВУК [ш]

Артикуляция звука [ш]

Губы: в улыбке, зубы видны — это положение «Забор».

Зубы: сближены, но не сомкнуты.



Язык: широкий, в форме чашечки, находится за верхними зубами. Кончик языка поднят по направ-


лению к нёбу (за альвеолами), но не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по боко­вым краям струю выдыхаемого воздуха. Нёбная зана­веска поднята.

Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Выдох несколько усилен. Воздушная струя теплая.

Нарушение произношения звука [ш]

— Сигматизмы:

I. Межзубный (язык просовывается между пе­редними зубами).

П. Боковой (воздух проходит по обоим краям языка или вбок).

III. Носовой (носовой оттенок).

IV. Губной-зубной (нижняя губа приподнимается
и образует щель с верхними резцами).

— Парасигматизмы

I. Призубный [ш-т] (язык упирается в верхние резцы).

П. Шипящий [ш-щ] (кончик языка опущен, нет положения языка в форме чашечки).

III. Свистящий [ш—с] (язык опускается вниз).

Подготовительные упражнения I. Для развития силы и направления воздушной струи.

а) Упражнения те же, что и для звука [с].

б) Сблизить губы и, вдохнув, равномерно с силой
выдыхать воздух через сближенные губы.

в) «Кто дальше загонит мяч?»

П. Упражнения для губ:

«Забор» — «Окно» (зубы обнажены).

III. Упражнения для языка:

а) Цель: укрепить мышцы языка, выработать подъем языка вверх, растянуть подъязычную связку.

«Наказать непослушный язычок» (пошлепать гу­бами, покусать зубами).

«Забор» — «Окно» — «Мост».


«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» (рот ши­роко открыт).

«Качели» (рот широко открыт).

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Ло­пата копает».

«Вкусное варенье.

б) Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воз­душную струю по средней линии.

«Лопата» — высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить.

«Чашечка» — снаружи.

«Чашечка» — в полости рта.

«Фокус».

«Маляр».


3156863399386887.html
3156900525701909.html
    PR.RU™