Пояснительная записка. Программа повышения квалификации



ПРОГРАММА КУРСА

ОСНОВЫ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ.

ПОДГОТОВКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТАНТА»

В г.Кемерово

Программа повышения квалификации

(выдается документ государственного образца)

Ведущий: Рязанцев Александр Николаевич(г.Санкт-Петербург) – психолог, гештальт-терапевт, системный терапевт, организационный консультант, Сертифицированный тренер Комитета по качеству и стандартам (CQS) Европейской Ассоциации по надзору и коучингу (EAS), Действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги , директор Института системных технологий и консультирования (г.Санкт-Петербург), опыт ведения тренингов и психологического консультирования – более 20 лет.

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Гештальт-терапия («гештальт» в перев. с немецкого - образ, целостность, фигура) представляет собой феноменологически-экзистенциальное течение в психотерапии, созданное Ф. Перлзом в 40-х гг., и является одним из наиболее востребованных в современной психологии. Этот подход основан на целостном восприятии человека и учит осознанию того, что происходит «здесь и сейчас» на всех уровнях: телесном, эмоциональном и ментальном. Психотерапевтический процесс сосредоточен на умении чувствовать, ощущать и осознавать себя и свое присутствие в мире, видеть целостно и системно. Целью клиентов является осознание того, что они делают, как они это делают, каким образом они могут изменить себя и в то же время научиться принимать и ценить свою личность в настоящем, развитие и становление целостности личности.

Актуальность изучения гештальт метода заключается в том, чтогештальт помогает человеку обрести целостность, осознать те переживания, чувства и ощущения, которые кажутся людям второстепенными, но без которых жизнь становится пресной, серой и скучной, превращается в рутину.

Цели учебного курса:

• Предоставить возможность получения опыта работы с личными проблемами в гештальт-терапии,

• Способствовать осознанию личных стереотипов и своих сильных сторон,

• Поощрять опыт личностного роста.

Основная цель учебного курса - формирование практических навыков гештальт-подхода, необходимых для работы психотерапевта или психолога-консультанта.

Курс позволит слушателям, прежде всего, разобраться со своими затруднениями или избеганиями переживаний, быть внимательным к собственным чувствам и ощущениям, позволит эффективно взаимодействовать со своим окружением.

Джозеф Зинкер «Гештальт -терапия — это экзистенциальная встреча между людьми. Человек получает возможность раскрываться в процессе такой встречи, вместо того чтобы априорно видеть человечество как нечто монолитное. Для этого-то гештальт -терапия и обращается в творчество; оба процесса подчеркивают развертывание чего-то в чистом, органичном виде. Однако, хотя гештальт терапия и не стремится втиснуть каждого в одну и ту же модель, нереалистично было бы отрицать, что есть некие цели, неотделимые от терапии. Через творческую вовлеченность в процесс гештальта человек, как я надеюсь:



— идет к большему осознанию себя — своего тела, своих чувств, своего окружения;

— научается признавать себя хозяином своих переживаний, а не проецировать их на других;

— научается осознавать свои потребности и вырабатывать навыки, позволяющие достичь удовлетворения, не задевая других;

— приходит к более полному контакту со своими ощущениями, учась ощущать запах, вкус, прикосновение, слышать и видеть — наслаждаться всеми сторонами своего я;

— приходит к созданию опыта собственной силы и способности самоподдержки, вместо того, чтобы нытьем, обвинениями и генерированием чувства вины мобилизовывать поддержку из окружающей среды;

— становится более чувствительным к миру вокруг него, но в то же время надевает защитную броню в ситуациях, которые могут стать разрушительными или ядовитыми;

— учится принимать ответственность за свои действия и их последствия;

— чувствует себя комфортно, когда сознает свою фантазийную жизнь и то, как она проявляется.

По ходу работы человек все более комфортно вливается в переживание своей энергии и использует ее так, чтобы достичь завершенности в своих проявлениях. Теперь он действует, не растрачивая энергию напрасно, учась интегрировать противоположные чувства внутри самого себя, а не отталкивать собственный организм и не поляризовать свое поведение. Вот некоторые общие цели гештальт-терапии. В этой главе будут разбираться способы применения понятий, введенных в предыдущих главах, как средства для достижения этих целей.

Гештальт-терапевт, который сам способен расти и пойти дальше уровня владения техникой к раскрытию личности, к глубине и духовности, более приспособлен для работы с метазаболеванием, чем терапевт, который просто выучил технические приемы, как приспособить отдельных людей к окружению, в котором они живут. Эти последние — терапевты «мазута и масла» — поддерживают общество на уровне приспособления. Они снабжают общество смазкой, которая дает ему функционировать день за днем, которая позволяет людям прожить свою жизнь и приспосабливаться к ее ежедневным требованиям.

Говоря обобщенно, методы гештальта ориентированы на изменение поведения, а не просто на интеллектуальный инсайт. За долгие годы мы убедились, что человек может «понимать» себя необычайно глубоко, и все же продолжать вести себя все тем же дисфункциональным образом. Гештальт-терапия преодолевает разрыв между когнитивными терапиями и модификацией поведения. Мы подвергаем человека инсайту в опыте. Вот некоторые из наших целей. Эти цели никоим образом не сумма системы, и они не учитывают всего ее уважения к тонкости, к индивидуальным стилям и к сложности человеческого функционирования».

Задачи программы:

1. Познакомить слушателей с историческими аспектами гештальт-подхода;

2. Изучить основные понятия и базовые принципы гештальт-подхода;

3. Рассмотреть особенности разных мировых школ гештальта;

4. Разобрать основные стратегии работы гештальт-терапевта.

5. Сформировать первичные навыки в практике применения гештальт- метода и системного подхода;

6. Рассмотреть особенности применения гештальт - метода при индивидуальном консультировании и ведении групп;

7. Ознакомить слушателей с основными направлениями работы;

8. Дать представление о различных техниках индивидуальной и групповой работы в через гештальт метод и системный подход;

9. Показать возможности применения гештальт метода и системного подхода в работе с различными категориями клиентов;

10. Синтезировать теоретические представления и практические навыки по использованию техник гештальт -метода;

11. Использовать упражнения и приемы системного подхода для творческого самовыражения и личностного роста слушателей;

12. Способствовать формированию навыков психолого-консультативной деятельности: выявление проблемы клиента, осуществление контроля за ходом психокоррекционной работы, проведение самоанализа.

13.Всесторонняя психотерапевтическая подготовка слушателей и специалистов, обучающихся либо практикующих в сферах психологии, медицины, педагогике, социальной работы.

В результате освоения программы слушатели:

будут знать:

· виды современных технологий гештальт-подхода;

· особенности и характеристики современных приемов консультационной работы;

· условия реализации гештальт метода и системного подхода;

· базовые принципы гештальт-подхода и основные стратегии работы гештальт-терапевта.

будут уметь:

· применять полученные знания гештальт - метода и системного подхода в индивидуальном консультировании и ведении групп;

· пираться в работе на основы гештальт-подхода и использовать методы гештальт-терапии в практике психологического консультирования.

будут владеть:

· приемами, способами, умениями и навыками консультирования с применением гештальт –метода и системного подхода.

будут понимать:

· понимать целесообразность применения различных техник в зависимости от конкретной терапевтической задачи, различать тактики в ситуациях длительной терапии, краткосрочного консультирования, а также коучинга.

Учебно-тематический план

Темы Часы
Всего Лекции Практические занятия самостоятельная работа
«Основы гештальт-терапии. Подготовка индивидуального консультанта»
Тема 1. Основы Гештальт-терапии. Исторические аспекты становления и развития гештальт-терапии.
Тема 2. Теория Контакта. Методология практики: основные стратегии работы гештальт-терапевта, терапевтическая позиция, профессиональное самосознание.
Тема 3. Теория и функции self в гештальт методе.
Тема 4. Невротические механизмы. Сопротивление, как прерывание контакта.
Тема 5. Гештальт-терапия с детьми и родителями.
Тема 6. Экзистенциональный подход в Гештальт-терапии.
Тема 7. Ресурсы эмоционального сопротивления клиента и психотерапевта
Тема 8. Творческие методы гештальт-терапии.
Тема 9. Психотерапия клиентов в кризисных ситуациях (переживания горя, смерть близкого человека, разлуки, развод, одиночество, расставания).
Тема 10. Цикл-контакта по Д.Зинкеру, работа с механизмами прерывания.
Тема 11. Особенности работы с парами. Семейное консультирование.
Экзамен

Структура программы:

12 семинаров по 3 дня, всего 350 академических часов (1,5 – 2 года).

Предпочтение отдается личной терапии в группе – около 40 % времени группы. Предполагается активная собственная терапия в группе в течение 12 семинаров, отработка навыков индивидуального консультанта, личная терапия – 50 часов.

Происходит знакомство с методом, личный терапевтический опыт в группе, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода и системного консультирования. По окончании 11 семинаров сдается экзамен с предъявлением работы в группе под супервизию.

Структура программы предусматривает лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу слушателей на малых группах.

Курс адресован преимущественно специалистам с высшим образованием в гуманитарной области (врачи, психологи, педагоги, социальные работники, антропологи и др.) имеющим практический опыт работы в сфере психологии, педагогики, медицины, социальной работы и/или других гуманитарных сферах.

А также курс предназначен для интересующихся возможностями познания и гармонизации себя, имеющих высшее образование, принимаются студенты старших курсов.

Итогом прохождения курса является сертификация.

Участникам, имеющим высшее образование в гуманитарной области, после прохождения курса и сертификации выдается документ о повышении квалификации государственного образца.


Содержание учебного курса

«Основы гештальт-терапии. Подготовка индивидуального консультанта»


3383720631203807.html
3383772363289091.html
    PR.RU™